автор: Анна Климова дата: 13.01.2010 + +391 -

Стратегии и способы преодоления профессионального стресса

Профессиональная жизнь современного работника уплотняется, ускоряется, количество контактов увеличивается, что приводит к переутомлению, стрессу и профессиональному выгоранию. О негативных последствиях этого вы могли прочесть в предыдущем номере журнала («Бизнес и Власть», №6). В этой статье мы рассмотрим способы преодоления профессионального стресса.

Снизить стрессовую нагрузку помогают «копинги» (от англ. to cope — «справиться, совладать») — умения человека справляться с трудной ситуацией. В зависимости от тех действий, к которым мы прибегаем осознанно, их можно подразделить на: избегание ситуации; изменение ситуации; изменение отношения к ситуации; поиск помощи и поддержки; действия, направленные на достижение эмоциональной разгрузки и успокоения. Достижение хотя бы одного из перечисленных результатов позволяет снизить негативное влияние cуществующих обстоятельств и повысить свою работоспособность. По мнению Р. Лазаруса, выбор той или иной копинговой стратегии зависит от субъективной оценки создавшейся ситуации (с учетом ее значимости, интенсивности и неопределенности), от опыта по преодолению подобных ситуаций и от репертуара наработанных в течение жизни копингов.

Избегание ситуации

Самым непосредственным способом снижения стресса являются попытки исключить факторы, его вызывающие. К примеру, можно откладывать принятие решения, загрузив свою рабочую неделю рутинной работой. Хотя это и ослабляет некоторые источники стресса, но может создать и другие, например, авральный характер выполнения задачи, которую все?таки придется рано или поздно решать. В нашей жизни постоянно присутствуют те или иные факторы стресса, и избегание одних стрессоров скорее всего приведет к появлению других.

Изменение ситуации

Чтобы измененить ситуацию, необходимо уделять пристальное внимание каждому шагу в своей работе, улучшая эффективность ее выполнения. Для этого можно спрашивать себя: Необходим ли этот шаг? Кому он необходим? Если он действительно необходим, можно ли его сделать лучше, быстрее, качественее? Какие дополнительные шаги можно сделать, чтобы увеличить ценность моего вклада в работу?

 Наше отношение к работе часто сводится к тому, что мы прикладываем много усилий, чтобы срезать углы и сделать как можно меньше. Однако это недальновидная стратегия. Если бы мы прилагали столько же усилий, чтобы сделать на работе больше, то мы бы получали большее удовольствие
от нее и, возможно, были бы также более успешны в ней.

 Первый шаг заключается в определении приоритетов среди всех задач, которые роятся у нас в сознании. Чем больше у вас ответственности, тем важнее для вас знать, что действительно важно, а что нет. Успешные люди часто составляют списки или делают схемы всех дел, которые им нужно сделать, и таким образом они быстро решают, какие дела можно поручить кому?то другому, о каких можно забыть, а какими делами надо заняться лично, и в каком порядке все это сделать.

 Мы можем участвовать в событиях, а не сторониться их. Стараться повлиять на то, что можно, пусть даже это кажется мелочью. Быть готовым действовать, когда успех не гарантирован, и в случае неудачи стараться не упустить урок. Все это дает внутреннюю силу, которая уравновешивает внешнее давление, а стресс становится мощным источником энергии, которой можно научиться управлять.

Изменение отношения к ситуации

Еще одна копинг стратегия связана с изменением интерпретации происходящих событий. В основе такого совладающего процесса лежит субъективная оценка ситуации. Настоящее качество жизни — что мы делаем и что мы при этом чувствуем — определяется нашими мыслями и чувствами; нашей оценкой химических, биологических и социальных процессов. Изменение отношения принципиально меняет исход событий как в эмоциональном, так и в поведенческом плане. Даже небольшие изменения в высказываниях по поводу происходящего могут существенно уменьшить степень эмоционального выгорания. Например, желательно устранить из своего обихода слова, имеющие яркую негативную окраску, типа: «не могу больше выдерживать это»; «безнадежная ситуация»; «ненавижу» и т. п. Всякий раз, когда хочется сказать подобное, необходимо заменить такое высказываиие нейтральным. Это позволит сохранить позитивный настрой в работе.

 Чтобы сделать свою деятельность важной и осмысленной частью жизни, требуется сравнительно немногое: признать, что работа, которой мы занимаемся сегодня, обладает множеством достоинств и ничуть не уступает другим занятиям. В мире не существует неинтересных профессий, и та радость, которую мы можем получать от своей, в первую очередь зависит от нас самих.

 Сознательно ищите плюсы в ситуациях вместо того, чтобы обращать внимание на минусы. Между событием и реакцией на него есть промежуток. В это время у нас есть свобода выбора своей реакции. От этого выбора зависит наше состояние. Право выбора означает, что мы не являемся продуктом того, как люди обращаются с нами. Эти факторы не определяют нас. Мы определяем себя сами, посредством собственного выбора. Промежуток есть всегда, возможность его расширения определяется тем, как мы его используем. Лучше зависеть не от обстоятельств, лучше зависеть от своих решений. Вы можете выбирать, что думать и чувствовать, но только если задумываетесь над этим.

Поиск помощи и поддержки

Социальная поддержка может служить мощным буфером по отношению к негативным последствиям стресса. Не следует переживать стресс в одиночестве. Ищите друзей — они вам помогут. Обеспечьте свои тылы: создайте прочную опору в лице семьи и друзей. Проводите время с теми людьми, которые уверены в вас и поддерживают ваше стремление к развитию. Имеются объективные доказательства, что целенаправленное и сознательное создание сплоченных групп близких и надежных коллег (сетей взаимопомощи) помогает справиться со стрессом на работе.

 Психолог из Цюрихского университета Беата Дитцен выяснила, что физический контакт с близким человеком, прикосновения улучшают здоровье: чем большему стрессу подвергались испытуемые на работе, тем больший защитный эффект оказывало прикосновение — их настроение и уровень кортизола подтверждали это.

 Еще один способ получения регулярной поддержки связи со своим внутренним миром — включить в окружающее пространство вещи, не имеющие отношения к работе. Это могут быть фотографии близких на рабочем столе или любимая книга, спрятанная в одном из его ящиков, — то, что позволит на время забыть о профессиональных проблемах.

Эмоциональная разгрузка и успокоение

Делайте перерывы для «размышлений» в течение дня, чтобы отслеживать свои мысли. На чем вы сосредотачиваетесь? Что вы чувствуете? Ровное ли у вас дыхание? Тайм-ауты подразумевают небольшой перерыв, чтобы выиграть несколько минут и перевести дух. Можно освежить лицо прохладной водой, вымыть руки, сделать зарядку для глаз, упражнения для спины, выйти на свежий
воздух. Подобные действия разрывают цикл нарастающего напряжения и способствуют восстановлению равновесия.

 Умейте расслабляться и медитировать. Медитация — процесс научения очищению от ненужных мыслей. Она вызывает ослабление мышечного и умственного напряжения. Для этого можно медленно повторять слово или фазу, вызывающие спокойные ассоциации, или концентрироваться на каком?то умиротворяющем пейзаже. Расслабьтесь. Идите медленнее. Говорите медленнее. Ешьте медленнее. Слушайте больше.

 Многие профессионалы не могут позволить себе забыть о делах, не расстаются с мобильным и ноутбуком, а значит, рабочий стресс распространяется и на их личную жизнь. Тот из нас, кто приносит домой кипы служебных документов или перед сном непременно «проигрывает» в голове рабочие ситуации, рискует своим здоровьем: чрезмерная доза деловых забот чревата глубокой депрессией. С. Зоннентаг из университета Констанц (Германия), исследовавшая поведение 87 представителей различных профессий, предупреждает: «Тот, кто постоянно занят работой, может неожиданно оказаться вообще к ней не способным».

 Необходимо научиться устанавливать границы между работой и домом. Можно разработать ритуал окончания рабочего дня, который бы позволил «оставлять» все накопившиеся за день неприятные ощущения и переживания в рабочем кабинете и не нести их домой. После pабочего дня полезно пpименить что?то наподобие «метода декомпpессии», что?то тонизиpyющее, что помогло бы нам возвpатиться к дpyгой части нашей жизни и yстpанить «негативные осколки». Это позволит «открывать
или закрывать свою внутреннюю дверь», когда это нужно. Ритуалы дают нам ощущение, что мы сами живем свою жизнь, а не она управляет нами. И не так важно, в чем они состоят, не нужно что?то сложное, просто любой ритуал нужно совершать, полностью осознавая то, что мы делаем.

 Работающая без надобности техника: компьютеры, телевизоры и радиоприемники — создает ненужный шумовой фон. Вместе с привычным монотонным гулом транспорта за окном он образует так называемый «белый шум», который и дает основную нагрузку на нервную систему. К монотонному
«белому» шуму мы привыкаем и перестаем его замечать, т. е. не реагируем, и, следовательно, ничего не предпринимаем для его снижения. Раздражение накапливается, а потом проявляется в виде хронического стресса и соматических заболеваний. Лучший отдых от техногенных шумов нам дают звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум прибоя. Даже для тех, кто не может себе позволить регулярные поездки за город, есть выход — аудиозаписи на любой вкус.

 Занимайтесь той деятельностью, которая помогает избавиться от плохого настроения, например, зарядкой, танцами, спортом и прослушиванием любимой музыки.

 Возможно, эти способы покажутся вам простыми, если смотреть на них поверхностно. Однако они могут изменить вашу профессиональную жизнь, сделав ее внутренне более богатой и насыщенной. А так как никто не позаботится о том, чтобы мы получали наслаждение от своей работы, нам самим стоит взять на себя эту ответственность.

    автор: Анна Климова дата: 13.01.2010 + +391 -

    Оставить комментарий: