автор: Марина Липина дата: 13.06.2018 + +3 -

ВоГУ 3.0: путь к успеху

В системе высшего и среднего профессионального образования сегодня происходят серьезные изменения. Меняются не только формы учебной деятельности и подготовки специалистов, но и формы государственных экзаменов и выпускных аттестационных испытаний.

О том, как к нововведениям готовится один из ведущих вузов региона – Вологодский государственный университет – рассказал исполняющий обязанности ректора Вячеслав Приятелев.

- Вячеслав Викторович, по какой модели строит ВоГУ свою стратегию развития?

- Мы прекрасно понимаем, что у абсолютного большинства наших современников представление о вузе сложилось в рамках понимания классического университета. Но то, что было хорошо в ХХ веке, уходит в прошлое. Поэтому нашим ориентиром является модель университета нового типа – «Университет 3.0».

Вологодский университет придерживается именно этого вектора развития с учетом российского и зарубежного опыта.  Буквально за последние несколько месяцев наша управленческая команда сделала всесторонний и очень детальный анализ текущей ситуации в вузе.

Мы провели бенчмаркинг, проанализировали аналогичные направления деятельности в других университетах, сопоставимых с вологодским, сделали SWOT-анализ, определив все свои сильные и слабые стороны, поняли и наш потенциал, и наши уязвимые места… В значительной степени вся эта работа была направлена на то, чтобы в концепции развития ВоГУ были максимально учтены те задачи, которые стоят перед регионом в рамках реализации «Стратегии социально-экономического развития Вологодской области-2030».

В этом смысле нам есть о чем рассказать, есть чем поделиться, есть даже определенные предметы для гордости, которые тоже хотелось бы озвучить. Прежде всего, надо сказать, что наш университет – успешное учреждение высшего профессионального образования. И успех ВоГУ объясняется тем, что и управленческая команда, и педагогический коллектив четко понимают ту великую миссию, которая стоит перед университетом – это подготовка кадров для организаций, предприятий, отраслей экономики и социальной сферы региона. Эту задачу перед нами ставит учредитель в лице Министерства образования и науки, и собственно правительство области, которое планирует программы регионального развития.

- Какие изменения ждут университет в ближайшее время?

- Сегодня нам предстоит четко и оперативно реагировать на вызовы, которые уже есть. Чтобы сохранить ситуацию успеха, сохранить выпуск высококвалифицированных специалистов, мы должны подстроиться под те тенденции в социально-экономическом развитии, которые происходят. Очевидно, что отраслевая структура Вологодской области не стабильна, не вечна, отрасли активно развиваются, меняются, двигаются, происходит перекомпиляция и перегруппировка сил, происходит процесс кластеризации экономики там, где на стыке разных сфер возникают новые её сегменты, являющиеся драйверами экономического роста.

Именно поэтому совместно с Советом по стратегическому развитию и Ученым советом университета, были приняты решения, касающиеся перегруппировки сил и внутренних изменений. Мы хотели бы факультеты - небольшие по численности студентов и направлений подготовки (а их сегодня 14), трансформировать в более крупные образовательные центры и создать 7 отраслевых институтов, а восьмым станет Институт регионального развития.

- Какие критерии были заложены в основу формирования институтов?

- Их два. Первый – это подготовка специалистов для конкретной отрасли производства, социальной сферы или кластера. Естественно, что мы исходим из текущей социально-экономической ситуации, понимая, что ведущими кластерами в регионе из традиционных являются машиностроение, металлургия, химическая промышленность, строительство, АПК. И новые, нарождающиеся: ИТ, биотехнологии, туризм.

Ключевая задача институтов - это подготовка специалистов, «заточенных» на работу в этих кластерах. Отдельно не забываем про важность и значимость подготовки кадров для социальной сферы, в которой крайне заинтересована наша область. А это и подготовка педагогов для региональной системы образования, специалистов для сферы культуры, социальной защиты населения и других.

Второе. Региону сегодня крайне необходимо найти новые идеи, новые механизмы, новые смыслы, новые перспективы в развитии экономики и ее отраслей. Предприятиям и организациям нужно активнее внедрять научные открытия и результаты научной работы для того, чтобы экономика действительно стала современной, инновационной, приносящей региону конкретные достижения.

Источником таких инноваций традиционно является наука. Именно ученые ищут новые решения, новые направления. Поэтому в основе структуры университета как раз есть сочетание научных направлений, взаимодействие которых давало бы этот столь необходимый всем синергетический эффект.

В связи с этим предполагается создание семи отраслевых институтов. Важная задача - создание восьмого по счету Института регионального развития.

Этот институт мог бы выполнять разные консалтинговые задачи, осуществлять текущий мониторинг управленческой ситуации, технологий, бизнес-процессов, кадрового состава, разрабатывать программы роста и развития, как и для отдельных организаций, локальных территорий, так и для региона в целом.

Задачи эти вполне выполнимы. И мы будем их решать, переформатировав образовательную и научную деятельность, воспитательную работу, создавая проекты, связанные с формированием социокультурной среды, информационного пространства в университете. Отдельно будут обсуждаться формы подготовки специалистов, позволяющих сделать наших выпускников более востребованными

Для Вологодского университета принципиально, чтобы на практику на предприятия попадали заинтересованные студенты. Те, кто не просто хочет получить хорошие профессиональные навыки, но и решить задачу своего послевузовского трудоустройства. Результатом задуманных изменений станет увеличение доли наших выпускников, которые трудоустраиваются по специальности, а наш диплом станет котироваться еще выше.

И третий механизм, который мы будем запускать с целью повышения профессионализма наших выпускников, это предоставление студентам, обучающимся по программам высшего или среднего профессионального образования, возможности освоить рабочие профессии. Начальный опыт у нас такой уже есть, мы будем развивать его на базе Машиностроительного техникума, который является структурным подразделением нашего университета.

Умение выполнять трудовую функцию, владеть рабочей профессией, сделает более привлекательным для работодателя любого инженера.

Весь наш процесс должен быть заточен на подготовку востребованных специалистов, и это касается не только научной и образовательной деятельности. Сегодня мы ставим для себя задачу выстроить в университете внеучебную и воспитательную работу таким образом, чтобы она помогала нашим студентам осваивать и успешно формировать у себя актуальные и важные для любой профессиональной среды компетенции. Это и умение работать в команде, разрабатывать новые идеи и творчески преобразовывать окружающую действительность, заниматься проектной деятельностью, управлять человеческими отношениями. И мы это обязательно сделаем!

 

 

Вологодский государственный унивеситет

Приемная комиссия

Вологда, ул. Галкинская, 3

Тел.: (8172) 72-50-73,  72-54-49

https://vogu35.ru

    автор: Марина Липина дата: 13.06.2018 + +3 -

    Оставить комментарий: