Курсы валют

РКО в банке – для чего нужно бизнесу

Расчетно-кассовое обслуживание – это не просто банковская услуга, которая облегчает бизнесу денежные расчёты и приём выручки. Для борьбы с сокрытием доходов и теневым оборотом средств государство обязало подключаться к РКО всех, кто принимает наличные на сумму свыше 100 тыс. руб. Технически без него можно обойтись, но на практике без р/с сможет работать только микробизнес и самозанятые. В статье расскажем, какие услуги расчетно-кассового обслуживания доступны в банках и на каких условиях.

Что такое РКО

Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и ИП – услуга, которая предполагает как минимум открытие расчётного счёта. Сюда «стекаются» все деньги владельца бизнеса, в том числе выручка, и с этого же счёта он расплачивается с контрагентами, по налогам и др.

Р/с и другие услуги РКО доступны:

  • для ИП;
  • для ООО.
Физлица, в том числе самозанятые без статуса ИП, не могут открыть счёт.

Юрлица по закону не обязаны открыть РКО, но ограничения на сумму операций вынуждают их делать это. ИП могут обойтись без счета, но тогда тоже столкнуться с ограничениями. Согласно указаниям Банка России № 3073-У, все взаиморасчёты наличными между организациями и предпринимателями на сумму более 100 тыс. руб. в день по одному договору запрещены. Причём неважно, платите вы или принимаете оплату.

Расчетно-кассовое обслуживание в банке – платная услуга. При подключении клиент подписывает договор, предварительно выбрав выгодный тариф. В рамках одного пакета услуг доступен разный набор операций. Обычно в банках есть несколько тарифов – для начинающего бизнеса, для крупных компаний. В зависимости от этого, расходы клиента на РКО будут отличаться – чем более «продвинутый» тариф, тем больше придется тратить.

Чем отличаются тарифы:

  • размером ежемесячной платы за ведение расчетного счета (минимальные тарифы обычно с бесплатным обслуживанием);
  • суммой переводов физлицам без комиссии;
  • количеством бесплатных платежей партнёрам;
  • комиссиями за безналичное зачисление средств на счёт и снятие наличных;
  • подключенными услугами – это могут быть бесплатный выпуск бизнес-карты, открытие депозитов на выгодных условиях.
В банковских предложениях есть различные опции, позволяющие снизить расходы. Одна из них – оплата обслуживания счёта сразу за полгода/год, а не помесячно.

Что входит в расчетно-кассовое обслуживание

В рамках РКО для юридических лиц и ИП есть:

  • эквайринг – финансовая услуга для приёма оплаты с карт при помощи специального оборудования;
  • инкассация – доставка выручки и зачисление средств на р/с;
  • самоинкассация – терминалы или сейфы, которые нужны для самостоятельного зачисления выручки на счёт;
  • зарплатный проект – банк выпускает для сотрудников клиента карты и перечисляет зарплату напрямую с р/с;
  • валютный контроль – услуга для бизнеса, который занимается ВЭД;
  • кредиты и депозиты для бизнеса.

Клиент может использовать сразу все услуги РКО или подключить только часть из них, но после оформления счёта.

Чем удобно для бизнеса

Банковский клиент при оформлении РКО в банке получает такие плюсы:

  1. Удобный учёт доходов. Не нужно вести записи по приёму выручки и расчётам с контрагентами – в приложении и личном кабинете всегда можно получить выписку онлайн, операции происходят в режиме реального времени.
  2. Упрощение налоговых платежей. Во многих приложениях банков есть опция автоматического заполнения платёжек по уплате налогов, а деньги перечисляются напрямую со счёта.
  3. Снятие ограничений. После оформления р/с для юрлиц и индивидуальных предпринимателей станут доступны операции с наличными в сумме больше 100 тыс. руб. в день по каждому договору.
  4. Облегчение бизнес-процессов. Например, при подключении к зарплатному проекту деньги будут поступать на карты сотрудников в автоматическом режиме. Эквайринг позволит расширить клиентскую базу за счёт приёма оплаты с карт, а не только наличными.
  5. Специальные условия для бизнес-клиентов. В первую очередь это кредиты со сниженной ставкой и выгодные депозиты.
Ещё один бонус – открытие расчетного счета онлайн. Чтобы получить реквизиты и начать работу с р/с, не нужно идти в офис банка.

Что учесть при выборе банка

Практически все коммерческие банки предлагают оформление РКО. При выборе банка нужно учесть:

  1. Разнообразие тарифов. Чем их больше, тем легче будет подобрать тот, который подходит под конкретный бизнес.
  2. Возможность открыть расчетный счет онлайн. В этом случае банк присылает реквизиты р/с в течение 5 минут, а клиент может сразу принимать платежи.
  3. Стоимость РКО. Как правило, расчётный счёт оформляется бесплатно, но стоимость других услуг может отличаться.
  4. Состав РКО. Хорошо, если, помимо стандартных эквайринга, зарплатного проекта и инкассации, банк предлагает дополнительные услуги, например, ведение бухгалтерии клиента онлайн, помощь в регистрации ИП.
  5. Служба поддержки. В идеале помочь клиенту в банке должны 24/7 и несколькими способами – по телефону, в чате, в офисе и др.

Оформить расчетный счет онлайн можно сразу после регистрации ИП или юрлица или позже.

Как оформить РКО в банке

Для открытия РКО онлайн или в офисе нужны такие документы:

  • заявление;
  • паспорт, СНИЛС, ИНН ИП или руководителя/учредителей компании;
  • карточка, куда вносятся образцы печати и подписей;
  • лицензии, если деятельность компании этого требует;
  • если счёт открывает доверенный, нужна доверенность;
  • финансовая отчетность, если клиент работает дольше 3 месяцев;
  • дополнительно для юрлиц – устав, решение или протокол о назначении руководителя.

Открытие р/с пошагово:

  • подайте заявку – онлайн или в отделении банка;
  • если открываете счет дистанционно, передать документы и подписать договор РКО можно двумя способами – лично прийти в офис или пригласить выездного сотрудника;
  • после открытия банки дают разное время для оформления документов – обычно около 30 дней.

Остальные услуги, входящие в состав РКО, можно подключить поэтапно. Кроме того, выбранный первоначально тариф в любой момент можно поменять.

Популярные вопросы

1. Что сначала – открыть ИП или расчетный счет?

Первый шаг – оформление ИП. При открытии расчётного счета банк запросит выписку из ЕГРИП, чтобы проверить наличие регистрации. Если в банк обратится физлицо, в том числе самозанятый, в открытии расчётного счёта ему откажут.

2. Сколько РКО можно открыть?

Закон не ограничивает юрлиц и ИП в количестве расчётных счетов в одном или нескольких банковских организациях. Но сам банк может устанавливать ограничения по количеству р/с на имя одного клиента.

3. Можно ли ООО не открывать расчетный счет?

Юрлицо может не открывать расчётный счёт, если не планирует осуществлять расчёты наличными в рамках одного договора в сумме более 100 тыс. руб. Кроме того, без счёта в банке юрлицо не сможет платить налоги – по закону это можно сделать только безналичным способом, и без р/с операция не может быть проведена, а ещё требуется соблюдать кассовый лимит (ограничивать объём наличных средств в кассе). Личным же счётом, например банковской картой, юрлицам пользоваться запрещено в рамках ведения хозяйственной деятельности. Поэтому у среднего и крупного бизнеса нет выбора – все они работают с р/с.