Вологодский областной деловой журнал «Бизнес и Власть»

LOBBY с вологодскими корнями

Вологда – кузница сильнейших отечественных лоббистов. Как минимум четыре профессионала в области внешних связей и связей с органами власти (GR) начинали свой карьерный путь на Вологодчине. Сейчас эти люди - Владимир Мельников, Евгений Рошков, Евгений Корчевой и Дмитрий Филатов – без преувеличения являются флагманами отечественной практики в области GR. Евгений Рошков, член Американской лиги лоббистов, управляющий партнер компании «Кесарев Консалтинг», дал журналу «Бизнес и власть» эксклюзивное интервью о том, как строилась его карьера в такой новой для России сфере деятельности, как лоббизм.

Путь от PR к GR

Идея заняться таким специфическим бизнесом для России как «лоббизм» или оказание услуг представительства интересов бизнеса в органах государственной власти пришла основателю одной из известнейших консалтинговых компаний страны «Кесарев Консалтинг» Евгению Рошкову не сразу. Карьерный путь профессионала с вологодскими корнями развивался достаточно интенсивно и начался еще в студенческие годы. «Работать я стал еще будучи студентом исторического факультета Вологодского педуниверситета, – рассказывает Евгений. – Это была середина 90-х, парадоксальное время, сочетавшее в себе хроническое безденежье и бурное развитие идей». Будучи первокурсником, Евгений стал участником совместного проекта Законодательного собрания Вологодской области и Молодежного парламента под названием «Школа молодого политика». Тогда он познакомился с группой активных студентов, в числе которых был Евгений Корчевой, который в то время возглавлял Ассоциацию студентов Вологодской области. «В рамках Школы родилась идея создать молодежное информационное агентство, по сути это была идея создания первого информационного агентства Вологодской области» - продолжает Евгений.

Новоиспечённое агентство под названием «М-Пресс» представляло собой группу активистов из 5-6 человек, которые на голом энтузиазме стали делать областные новости. За три года существования проекта команда студентов сделала из «М-Пресс» вполне рентабельный бизнес-проект с разными направлениями деятельности. «Региональные СМИ активно перепечатывали наши новости, и даже платили за это деньги. Но останавливаться на достигнутом мы не собирались и постоянно искали ниши для нового бизнеса. К примеру, в кризис 1998 года мы для наших клиентов занимались мониторингом курса доллара в обменниках и цен на бензин по всем АЗС области. Потом постепенно появились первые PR-контракты».

Евгению Рошкову было 17 лет, когда он пришел работать в «М-Пресс», а уже в 18 лет он стал осваивать профессию PR-менеджера. Получив хороший опыт в агентстве, Евгений в 1999 году был принят на должность помощника известного в то время политика, депутата Государственной Думы, председателя парламентского подкомитета по информационной безопасности Владимира Лопатина. «Я стал ответственным за связи парламентария с общественностью и СМИ, – вспоминает Евгений. – Это была достаточно интенсивная школа».

Уже через год Евгению Рошкову поступило предложение от компании «СеверАлко» (управляющая компания, активами которой был ряд региональных производителей ликероводочной продукции). Именно там Евгений впервые стал осваивать профессию лоббиста. «Самое яркое воспоминание о том времени, это работа по получению налоговой льготы в городе Вологде на производство алкоголя. Мне поручили курировать этап голосования городской Думы и это, по сути, был мой первый лоббистский проект».

Но нельзя было забывать и про учёбу. В 2002 году Евгений защищает диплом, а уже через неделю после окончания ВГПУ переезжает в Москву работать в Центре политической коньюктуры России (ЦПКР). «Это был важный этап в формировании моей карьеры, – подчеркивает Евгений. – Еще накануне защиты диплома я выбирал между предложениями от нескольких столичных PR-агентств и ЦПКР, который занимался и занимается по сей день, по сути, политическим консалтингом, аналитикой и тесно ассоциируется с Администрацией Президента. Взвесив все за и против, я пошел в ЦПКР».

В Центре Евгений отвечал за региональную политическую аналитику. Его задачей было анализировать взаимовлияние федеральных и региональных органов власти страны и региональное политическое развитие. Спустя год работы, Евгению сделали предложение перейти в Центральный исполнительный комитет партии «Единая Россия».«Это был выборный цикл 2003-2004 гг. .Меня призвали в подразделение, где требовались мои навыки политического планирования. Мы подчинялись напрямую руководителю предвыборной компании. Моя сфера ответственности заключалась в курировании отделений «Единой России» в части единой сетки политического планирования и контроля за исполнением думской кампанией во всех 89 субъектах РФ. Это была совершенно сумасшедшая работа без выходных с раннего утра до позднего вечера. Но для меня это был уникальный уровень полномочий и доступ к людям, которые принимают решения в нашей политике».

Непростые услуги

После того, как предвыборная компания закончилась, как это и бывает на практике, штаб на 50% сокращался. Евгению поступают предложения продолжить карьеру отвечая за политическое планирования фракции «Единой России» в новой Госдуме, но он принимает решение уйти в свободное плавание. «За время интенсивной политической и административной работы я познакомился с очень многими людьми. С одними я в итоге стал выстраивать команду единомышленников, другие же становились потенциальными клиентами. Тогда еще не было ни названия, не понимания, что мы уже делаем фирму, были просто первые несколько контрактов. В конечном счете, все это переросло в то, что сегодня называется «Кесарев Консалтинг».

Деятельность, которая плавно переросла в серьёзный международный бизнес, поначалу шла с большим трудом. Крупные российские клиенты, с которыми работала команда Евгения, не всегда были готовы к планомерной, системной работе по продвижению их интересов во властных структурах, и «по-старинке» требовали немедленных результатов и абсолютных гарантий, которые для лоббизма несвойственны.

«Специфика нашей деятельности заключается в выстраивании системы отношений и договоренностей, это в первую очередь работа с людьми (со всеми их свойствами) и с российской властью как таковой. Поэтому здесь безответственно говорить о стопроцентных гарантиях. Также нужно понимать, что для получения желаемого результата и снижения риска неудач нужно время, нельзя добиться качественного решения серьезного вопроса моментально».

Первые три года работы приходилось все силы тратить на работу с потенциальными заказчиками, добиваться доверия, доказывать свой уровень компетенции и делать бОльший объём работы, чем требовалось. Новые клиенты приходили «по цепочке», исходя из рекомендаций предыдущих заказчиков и уже через некоторое время, «Кесарев Консалтинг» имел в своём арсенале вполне серьезную клиентскую базу – ведущие предприятия страны – металлургические холдинги, предприятия ТЭК и инфраструктуры. География проектов тоже росла – Россия, Украина, страны СНГ и Балканского региона. В 2004-2005 годах компания подписывает несколько крупных контрактов с рядом российских инвесторов в Украине, где с переменой власти в ходе «оранжевой революции» требовалось срочное выстраивание отношений с новой политической элитой. Через три года в Киеве в ходе слияния с местной PR-фирмой, появляется постоянный офис «Кесарев Консалтинг». В том же 2008 году появляется и первый «западный» клиент.

«Работа с зарубежными заказчиками имеет принципиальные отличия от принятой в России практики, она строится на системе комплаинса, т.е. соответствия GR-деятельности многочисленным формальным антикоррупционным нормам и ,правилам,, а также законодательным ограничениям страны заказчика и, страны исполнения заказа, а иногда еще и специальным корпоративным принципам работы клиента». Есть и другие отличия. Например, для иностранных компаний выстраивание отношений с властью это часть стратегии со сроками от одного до пяти и более лет. Для российского же бизнеса лобби – это скорее еще часть тактики.

Через некоторое время примерно половина клиентского портфеля компании была представлена зарубежными клиентами. Сейчас «Кесарев Консалтинг» - это более 15 высококвалифицированных специалистов, в среднем имеющих десятилетний опыт работы в сфере лоббизма на всех уровнях органов власти (муниципальный, региональный, федеральный, международный). На рынке компания известна сильной экспертизой в области госрегулирования аграрных рынков, машиностроения, фармацевтики, энергетики, горнорудной промышленности и таможенно-тарифного регулирования.

Лоббизм по-русски

Сравнение лоббизма с пиаром или с политическим консалтингом Евгений считает некорректным. «Мы по своему роду деятельности и специфике сейчас скорее ближе к юридическим фирмам», - говорит он. По его мнению, отечественный рынок GR-услуг по сей день развит крайне слабо. Число серьёзных игроков на рынке GR-консалтинга в России не превышает десятка, из них только половина может претендовать на статус лидеров отрасли. Основная же масса специалистов по коммуникациям с органами власти – это менеджеры крупных компаний, которые иногда также являются специалистами PR-подразделений, хотя в основной своей массе они уже выделены в самостоятельные отделы.

В России основным тормозом развития «лоббизма» в его классическом западном понимании до сих пор остаётся общий низкий уровень развития личной и корпоративной культуры. До сих пор сильно размыта грань между этичным и неэтичным, дозволенным и недозволенным. Исходя из последних исследований, проведённых «Высшей школой экономики», российские бизнесмены лоббируют свои интересы либо «по-старинке» через личные контакты с чиновниками, либо через бизнес-организации (ассоциации). Большинство же предпринимателей (более 80%) вообще свои интересы никак не продвигает – или, по крайней мере, предпочитает об этом молчать.


Лоббисты и пиарщики земли Вологодской

Владимир Мельников, президент Московского отделения коммуникационной компании Grayling. Начал свою карьеру в Правительстве Вологодской области, где занимал пост пресс-секретаря губернатора. Был одним из руководителей предвыборной кампании Владимира Путина в области во время президентских выборов в 2000 году. Владимир Мельников хорошо известен среди экспертного сообщества в странах СНГ, Европы и США. Он работал консультантом по связям с зарубежными СМИ РАО "ЕЭС России", советником Рината Ахметова, владельца «Систем Кэпитал Менеджмент», и координатором глобальной Группы быстрого PR реагирования «Роснефти» во время непростого IPO нефтяной компании в 2006 году.

Евгений Корчевой, директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники. Закончил Вологодский государственный технический университет, затем аспирантуру Государственного университета управления (г. Москва). Учебу успешно совмещал с общественной и законотворческой работой – был помощником депутата Госдумы, являлся генеральным секретарем Ассоциации студентов Вологодской области. В 1999 году избран депутатом Областного молодёжного парламента. Работал заместителем директора телекоммуникационной компании, возглавлял информационное агентство «М-Пресс».

В 2001 году пришел в сельхозмашиностроение, возглавляя службы по связям с общественностью ряда крупных компаний. В марте 2005 года избран директором Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш». Эксперт в вопросах таможенно-тарифной политики. Принимал участие в разработке Плана мер по развитию сельскохозяйственного машиностроения на 2006-2008 годы и других федеральных актов.

Евгений Рошков, управляющий партнер «Кесарев Консалтинг». С 2008 г. преподает и курирует курс по связям с органами власти на программе МВА в ГУ-ВШЭ (Москва). Является членом Американской лиги лоббистов. Он первый среди россиян, кто окончил годичную программу профессиональной сертификации этой организации. Он также состоит в Российской ассоциации менеджеров, Международной ассоциации комплайенса и некоторых других организациях.

В 2004 г. основал «Кесарев Консалтинг». Основная задача – управление проектными командами в интересах клиентов. Евгений курирует работу киевского офиса и зарубежную практику компании. У него большой опыт по консультированию компаний в России, Украине, странах Центральной Азии, Балканского региона, Европы и США.

Дмитрий Филатов, начальник Управления по СО и СМИ ОАО «ОГК-6». В 1997 г. закончил Исторический факультет Вологодского государственного педагогического университета. С 1998 года работал на радио «Премьер» штатным корреспондентом, а потом главным редактором информационной службы.

В 2001 году стал начальником отдела по связям с общественностью и СМИ ОАО «Северная энергетическая управляющая компания» (компания управляла энергосистемами Вологодской, Костромской и Архангельской областей). В 2005 году перешёл на работу в ОАО «ОГК-6» (энергетическая компания, созданная в результате реформы РАО «ЕЭС России»).


В блог
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Свежий номер


"Бизнес и Власть", N 1 (36),
февраль - март 2012 год


Почему вокруг Русской православной церкви и ее главы последнее время не утихают скандалы?